image/svg+xml
Конюшенная площадь, д. 2B
м. Невский проспект
8 (812) 5018383 сегодня с 10.00 до 22.00

Как брать высокие ноты

Хотите заливаться соловьём, а получается пока только визжать поросёнком? К слову, это не проблема — в современном эстрадном вокале так много техник, что «расщеплённый» высокий вокал — тоже тренд! Но как достичь этих высот? Объясняют преподаватели Staccato.

Бразильская певица Джорджия Браун в 2005 году спела соль седьмой октавы — и попала в Книгу рекордов Гиннесса за «самую высокую ноту, произведённую человеком». И всё-таки мы больше любим Мэрайю Кэри, Ариану Гранде и Тину Кароль, которые тоже умеют петь в свистковом регистре, но помимо этого обладают более узнаваемым тембром и ярко выражают эмоции в пении. Получается, дело не в высоте голоса?

Досмотрите до конца, пожалуйста, — и вы многое поймёте о жизни!

«В целом, можно петь и на трёх нотах. Возьмём Эми Уайнхаус — она хоть и поёт на тванге, но делает это в рамках одной-полутора октав, — говорит Ольга Захарова . — А если мы говорим об уровне Дженнифер Хадсон или Деми Ловато — тут уж нужно научиться управлять своим преддверием гортани, добиваться контроля мышц. Но так, чтоб не пережать. И так, чтоб не только на тванге выезжать».

С ней согласна Соня Вайтович: «Кто-то поёт душевно — и это цепляет, полно таких артистов. Билли Айлиш. Или Манижа — она поёт не супервысоко, но у неё хороший тембр, образ, и она бывает разной. Или группа «Обе две» — они поют легко, но нескучно. Если в песне нет высоких нот, это не значит, что она никуда не годится».

Зато у Манижи причёска высокая

София Вайтович считает, что «петь высоко» для каждого значит своё, и в целом — это выйти из удобной зоны. «Ариана Гранде поёт си второй октавы микстовым звуком — это что-то космическое и нереальное. Но не всем это надо. Улучшаться всегда тяжело, и нет предела совершенству. Но, может, кому-то и не нужны эти высокие ноты?»

Ольга Захарова рассказала, что бывает такой тембр голоса, когда «мы в процессе понимаем, что высокие ноты — это не лучший кусок диапазона, вверх лучше не забираться и не петь там».

Так что если у вас не получаются высокие ноты, может быть, вам это и не нужно. Всегда можно подобрать репертуар под ваш тембр — и, выступая, блистать, а не переживать из-за своих несовершенств. Но если вы с детства мечтаете спеть My heart will go on — и не сфальшивить на “wherever you are” — это реально! Главное — регулярно заниматься.

Диапазон Димаша Кудайбергена охватывает 6 октав, 8 полутонов

Пение — тоже спорт

Высокие ноты могут быть в грудном и головном регистрах (оставим свистковый регистр профессионалам). Связки смыкаются по-разному: тонко (наверху) и толсто (обычно, как при говорении) — и в обоих случаях можно получить высокий звук.

«Чтобы брать высокие ноты, нужно наладить свою опору — поддержку для звука, и разработать дыхание. Тип смыкания и дыхание взаимосвязаны. В первую очередь, надо наладить мышечный контроль дыхания — в брюшных, мышцах спины, ключичных. Нужно управлять своим телом легко — как спортсмен, и нигде не зажиматься», — объясняет Ольга Захарова.

Кстати, спортсменам легко петь высокие ноты на толстом смыкании, потому что у них уже разработаны все мышцы. «А если человек хилый, у него плохо развит мышечный корсет, ему трудно даются высокие ноты — нужна поддержка для звука», — говорит Ольга.

«Она была необыкновенна… Она проделывала своим голосом невероятные вещи», — говорил Майкл Джексон о Минни Рипертон

«Во-вторых, нужно научиться контролю смыкания, — продолжает Ольга. — Человек должен хорошо понимать, он находится на придыхательной, твёрдой или мягкой атаке».

Кому-то будто бы больно петь высоко. И тут нужно просто раздвинуть ложные связки. Ольга Захарова советует добавить в голос плач или смех — «и всё, человек не испытывает болевых ощущений, поёт».

Деми Ловато всё детство слушала Кристину Агилеру, а ещё обожала Уитни Хьюстон и Арету Франклин

Бывает, человек может спеть «верхнее ля», но единоразово — как некий фокус. А когда доходит до фразы — пропеть её на той же ноте не выходит. Почему так? «Дело в том, что на верхних нотах нужно подключать дополнительные мышцы. чтобы стабилизировать гортань. То есть, опять-таки, работать со своей поддержкой и анкеровкой», — объясняет Ольга. Анкеровка — это использование крупных мышц головы, шеи, тела для поддержки звукового потока и мелких мышц голосовых связок.

При этом некоторые люди за пару занятий учатся петь, в том числе брать высокие ноты, другим требуется время. «Кто-то приходит на занятие — и сразу может крикнуть, потому что нет никаких психологических зажимов. А кто-то поёт очень аккуратно на тонком смыкании, боясь плотного», — говорит Альбина Карабаева.

Помимо психологических зажимов могут мешать мышечные. «Даже если человек занимается, но всего час-два в неделю, а в остальное время поёт в своём формате, ничего не выйдет — он будет делать всё по-старому, и зажимы будут оставаться», — поясняет Ольга.

Всё выше и выше

Преподаватели Staccato обучают современным вокальным техникам, благодаря которым красиво петь могут все. Микст, бэлтинг, тванг — всё это поможет одолеть нужную высоту!

«Когда мы идём на верхние ноты, нам нужна приподнятая гортань. Поэтому ученик должен наработать хороший тванг, — говорит Ольга Захарова. — Когда я пела без тванга, мой диапазон заканчивался на рэ второй октавы. А сейчас он достигает си бемоль, я ушла в свистковый режим. Мне это дало полторы октавы вверх! И это не просто один раз получилось — это мой рабочий диапазон». Ольге понадобился год, чтобы достичь такого уровня. «Да, это непростой процесс, включается много мелких мышц. Как в фигурном катании — сначала нужно долго тренироваться».

Для того, чтобы мощно петь высокие ноты, понадобится также научиться петь микстом. Чувствуя, как в определённой позиции соединяются нижние, средние и высокие ноты, человек поёт с большей уверенностью.

На вопрос «Как брать высокие ноты?» есть также неочевидный ответ «Со всей ответственностью». В первую очередь — перед своими связками, ведь вы рискуете их повредить, если будете залихватски надрывать голос безо всякой системы.

«Чтобы у вас появился плотный и мощный звук на высоких нотах, надо много практиковаться — искать удобное положение и пробовать, пока не получится. Но только под контролем педагога, — объясняет София Вайтович. — Если дома человек будет орать, это ничем хорошим не закончится. Можно навредить себе: появится хронический кашель или узлы на связках. У педагога есть опыт наслушанности — он может остановить человека, когда уже пора дать связкам отдохнуть. Или, наоборот, не дать расслабиться — и всё получится!»

Есть вокалисты, у которых высокие ноты — от природы!
Первый пробный урок

С нами уже 900+ творческих учеников

В этой компании вам точно понравится.
Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.
Сейчас в школе ни души. Спят даже инструменты. Администратор перезвонит вам с номера 8 (812) 501 83 83 как только увидит вашу заявку. Хорошего дня.
Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!
Шаг № 1

Вы знакомитесь с педагогом и обозначаете цели на обучение.

Шаг № 2

Преподаватель определяет ваши текущие музыкальные навыки.

Шаг № 3

Педагог составляет персональную программу ваших занятий.