Санкт-Петербург
Конюшенная площадь, д. 2B
м. Невский проспект
Записаться на обучение
Назад

Как сохранить голос. Советы известных фониатров

25.09.18
Фото: Jason Rosewell

Певческий голос часто справедливо сравнивают с музыкальным инструментом. Однако если исполнитель может иметь несколько, например, скрипок или гитар, то вокалист другого голоса, кроме того, что у него уже есть, не найдет и не купит.

Именно поэтому профессиональные певцы и певицы так тщательно следят за состоянием своих связок и постоянно работают не только с педагогом, но и соблюдают рекомендации врача-фониатра. Вот несколько из них.

Включите голову

Совет первый и универсальный — познай самого себя. И это не в философском смысле. Разберитесь, как устроен голосовой аппарат, и вам будет проще избегать проблем с ним. Чтобы петь по-настоящему хорошо, вам нужно понимать физиологию и взаимосвязи внутри организма, ведь даже работа желудка может влиять на голос.

Например, достаточно три дня ложиться спать сразу после еды и вы заработаете воспаление гортани.

Екатерина Осипенко, фониатр проекта «Голос» объясняет почему: «Во время принятия горизонтального положения, рефлюктант из желудка попадает в те места, в которых ему находиться просто невозможно. В рефлюктанте содержится кислота, которая может обжечь гортань».

Следите за диетой

В вопросе питания фониатры совершенно согласны с диетологами. Ешьте несколько раз в день небольшими порциями, следите за балансом белков, жиров и углеводов, не садитесь на экспресс-диеты. Зинаида Боголепова, врач-фониатр поликлиники Большого Театра, рассказывает: «Когда худеют, перестают есть жиры, а когда держат пост, переходят на несбалансированное вегетарианство. Но организму нужны белки: первое, откуда он их начинает забирать, — мышцы. Вся работа голосового аппарата — это мышечная работа».

Помимо прочего, не увлекайтесь снеками, газировкой, маринадами, очень острой и горячей пищей. Все это раздражает слизистую и плохо сказывается на голосе.

Высыпайтесь

Тут фониатры не оригинальны: вокалист, как и все нормальные люди, должен отдыхать 8-9 часов. Как бы не хотелось сократить время на сон, наше настроение и самочувствие очень от него зависят. Хроническое недосыпание влияет на голос. Вы быстрее устаете и пение не приносит ни пользы, ни удовольствия.

Научитесь молчать

Если хотите, чтобы голос после нагрузок полноценно восстанавливался, замолчите. Совсем. Французский исследователь Рауль Юссон доказал, что смыкание и размыкание связок происходит не просто под напором воздуха. Связками управляет центральная нервная система, поэтому они работают даже когда вы переписываетесь в соцсетях и слушаете, как поет кто-то другой.

Избавляйтесь от вредных привычек

Фониатры не агитируют певцов вступать в общество трезвости, но предупреждают о влиянии алкоголя и табака на голос. Например, коньяк перед выступлением, вопреки распространенному мнению, снижает не напряжение, а концентрацию, которая нужна исполнителю.

К тому же, крепкий алкоголь и табачный дым сушат гортань. Легендарная Зоя Изгарышева, которая 40 лет была фониатром Большого театра, объясняла: «Первое, куда попадает стоградусный сигаретный дым, — голосовые складки. Дым обжигает их, что вызывает резкий прилив крови, и тут же травит весь организм никотином и прочей дрянью — вся таблица Менделеева и канцерогены в придачу».

Слушайтесь преподавателя

Даже самый лучший фониатр не поможет вокалистам, которые пренебрегают советами педагога и плохо владеют приемами пения. Нерациональное пользование голосом, например, чужая тесситура, форсирование звука, постоянная твёрдая атака, переход на крик приводят к профессиональным ларингитам и узелкам на связках.

Зинаида Боголепова говорит: «Если есть недоработки в технике пения, то при увеличении вокальной нагрузки неизбежны проблемы. Это слышно по звуку и потом — на приеме — видно по голосовым складкам».

Берегите горло

Чудесного средства от простуды фониатры не знают, поэтому просят соблюдать элементарные правила профилактики. А если уж вы заболели, не геройствуйте — лечитесь до конца. В этом вопросе врачей поддерживают и педагоги, часто цитируя певицу М.Э.Донец-Тессейр. Она говорила: «Лучше ты на три дня позднее станешь знаменитой певицей, чем получишь кровоизлияние в связку или несмыкание и выйдешь из строя на три месяца. Надо беречь свой голос».