Как поют Sia, Rihanna и Adele: вокальные приёмы, которые делают голоса вокалисток узнаваемыми
Научиться петь, как Адель, Сия и Рианна (список можно продолжить), — задача выполнимая и невыполнимая одновременно. Скопировать тембр любимой вокалистки, увы, не получится — это заложено природой. А вот повторить манеру исполнения можно.
В этой статье мы разберём живые выступления певиц и узнаем, какими приёмами они пользуются. В конце статьи вы найдёте мини-словарь терминов. Если техника, о которой мы говорим, вам незнакома, прочитайте её краткое описание.
Как поет Адель?
Диапазон: 2,5 октавы (C3–F5)
Любимые приёмы: назальный и оральный тванг, субтон, фальцет
В конце прошлого года Адель выпустила альбом «30» и вновь разбила сердечки искренней лирикой и проникновенным исполнением. Поклонники ценят Адель за блюзовую задушевность, а профи — за мастерское владение вокальными техниками.
Чтобы понять, как поёт Адель, обратимся к, пожалуй, самому трогательному её хиту.
Hello — это разговор с невидимым, далёким, когда-то бесконечно любимым собеседником. Адель начинает куплет с негромких, удобных нот в речевой позиции. Начала фраз поёт твангом, а окончания уводит в субтон. Обратите внимание, как она округляет гласные — делает их более глубокими. Лёгкое потрескивание в голосе — это фрай.
На слове hello на 36-й секунде Адель добавляет мелизм — будто покачивает голосом. В припеве снова использует тванг, а после — белтинг и микст. На самых высоких нотах уходит в фальцет.
Есть мнение, что эта песня цепляет не только мелодикой, но и ритмом. Адель подчеркивает ритмический рисунок, делая ударение на каждом слове. Особенно это слышно здесь:
They say that time’s supposed to heal ya
But I ain’t done much healing.
Как поет Рианна
Диапазон: 3,5 октавы (B2–D6)
Любимые приёмы: назальный и оральный тванг
Всё, за что берётся РиРи, практически со 100-процентной вероятностью превращается в хит. Например, сингл Diamonds, который мы сегодня разбираем, стал одним из самых продаваемых в истории. На песню записали десятки каверов, но неповторимый оригинал сильнее своих — порой весьма удачных — версий.
Петь Рианне помогает тванг — он слышен уже в первых фразах. Раньше она чаще использовала назальный тванг, поэтому многие упрекали её в гнусавости. Сейчас голос стал более плотным и глубоким — вокалистка перешла на оральный тванг.
К твангу она добавляет лёгкое, гортанное вибрато, а строчку you and I, you and I поёт с придыханием — в субтоне. На фразе when you hold me мы слышим йодль. И тут же на I’m alive — субтон. Если не обратили внимание, перемотайте на 40-ю секунду.
We’re like diamonds in the sky снова звучит очень ярко, затвангованно. А здесь — we’re beautiful like diamonds in the sky. Eye to eye — слышно, как Рианна переходит с тванга на белтинг: звук яркий, но уже более широкий.
Как поет Сиа
Диапазон: 3 октавы (С3–С6)
Любимые приёмы: назальный тванг, фрай, белтинг
Обсуждение её вокала рассорило многих… Кто-то говорит, что она просто не умеет петь — в смысле правильно извлекать звук. Другие считают её голос со срывчиками сомнительной заслугой больных связок. Мы же настаиваем, что Сия — классная вокалистка, которая отлично владеет певческими приёмами.
Первое, что мы слышим, — пение с носовым призвуком. Это фирменный назальный тванг певицы. Уникальным его делают максимально зауженный воротник гортани, уплотненные гласные A, E, I, O, U и австралийский акцент.
Обратите внимание на потрескивание голоса — к назальному твангу Сия часто добавляет фрай или, как его ещё называют, штробас. Лёгкая, томная хрипотца не признак больных связок, а ещё одна фишка певицы.
Почти по всех припевах Сиа использует белтинг. Её высокие ноты всегда очень плотные, экспрессивные. И песня Chandelier не исключение. Сиа использует белтинг, микст и в конце фраз уходит в фальцет — послушайте, как на словах chandelier и exist в голосе появляется воздух и начинает резонировать голова.
Ещё вы можете услышать свистковые ноты. Это скриминг — экстремальная техника из рокового вокала.
Мини-словарь терминов
Белтинг — «здоровый крик». Даёт вокалисту плотный, громкий звук на верхнем пределе грудного звучания. Профессионалы говорят «добавляет голосу мяса».
Йодль — особая манера пения с быстрым чередованием грудных и головных звуков. Приём пришёл в эстрадный вокал из народной музыки.
Микст — приём, при котором у вокалиста звучат одновременно головной и грудной резонаторы. Микст даёт ровный, монолитный звук на всём диапазоне голоса.
Мелизматика, или мелизмы — украшение мелодии. По сути, опевание основного тона. Мелизмы помогают композиции звучать более затейливо и утончённо.
Скриминг — техника из экстремального вокала. Звучит как высокий надрывный крик.
Субтон — имитация шёпота. Техника заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода.
Тванг, или вокальный нос — приём, который добавляет голосу полётности, помогает звучать на высоких нотах плотно и мощно и при этом не напрягать связки.
Штробас, или фрай — самый низкий вокальный регистр. Когда вокалист использует этот приём, голос будто потрескивает.
Фальцет — высокий верхний головной регистр певческого голоса. Добавляет композиции напряжения. Часто вокалисты используют приём в кульминации.
С нами уже 900+ творческих учеников
В этой компании вам точно понравится.
Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.
Вы знакомитесь с педагогом и обозначаете цели на обучение.
Преподаватель определяет ваши текущие музыкальные навыки.
Педагог составляет персональную программу ваших занятий.