image/svg+xml
Конюшенная площадь, д. 2B
м. Невский проспект
8 (812) 5018383 сегодня с 10.00 до 22.00

Как перестать петь как в хоре и сменить академическую манеру на эстрадную

В Staccato часто приходят взрослые ученики с музыкальной школой в бэкграунде. Чтобы зазвучать по-эстрадному, им приходится избавляться от хоровых привычек, которые остались с детства, — хор включён в обязательную программу музыкальных школ.

«Поём „а-а-а“, а ртом делаем „о-о-о“» или «челюсть опускаем, а поём „а-а-а“», «буковки округляем». Возможно, вы помните, как что-то похожее говорил руководитель хора в музыкальной школе. Эти самые «округлые буковки» и через много лет напоминают о себе и иногда сильно мешают учиться эстрадному пению.

«Апрель» Цоя — пожалуй, самая необычная композиция для репертуара детского музыкального коллектива. Наглядно иллюстрирует ту самую манеру пения, которая хороша для хора, но совершенно не подходит для сольного поп- или рок-вокалиста

Вообще, ничего плохого в хоровой манере нет, просто задачи у эстрадника и хориста разные.

Татьяна Четвертных
Преподаватель вокала

Хоровая манера пения — не совсем академическая. В состав хора входят от двадцати человек (академический) до тысячи (сводные хоры). Представьте, что будет, если каждый участник запоёт в своей манере? Хор должен звучать как единый организм, поэтому хористов обучают петь одинаково, чтобы никто не выделялся.

А в чем, собственно, разница? Как поют эстрадники и академисты

Сразу оговоримся, занятия хором в музыкальной школе не делают ученика академистом, но закрепляют привычки, характерные для классического пения.

Традиции академического вокала формировались, когда микрофонов не было и исполнитель должен был заполнять голосом огромные пространства. Академисты поют на лёгком зевке, образуя во рту купол, приподнимая мягкое нёбо и округляя гласные. Нижняя челюсть и корень языка опускается, а нёбная завеса растягивается — так получается громкий, яркий звук. В академическом пении есть чёткое деление по голосам.

В академическом хоре выделяют четыре основных голоса: сопрано (женский высокий), альт (женский низкий), тенор (мужской высокий), бас (мужской низкий)

У эстрадных исполнителей нет жёстких правил звучания. Гортань — подвижная, в достаточно высоком положении. Поют обычно в горизонтальной вокальной позиции: на улыбке, не опуская челюсть. Разделения по голосам нет.

Мы понимаем, какой у исполнителя тип голоса — высокий, средний или низкий, но это условно, ведь можно, например, фальцетом брать высокие ноты. В классике так нельзя, потому что партитуры пишутся для определённых голосов.

Переучиться с академической манеры на эстрадную вообще возможно?

Вопрос дискуссионный. Если мы говорим именно об ученике, который в детстве пел в хоре, а не всю жизнь исполнял партию Брунгильды в «Кольце Нибелунгов» — да, это возможно. Чтобы изменить манеру пения, нужно понимать, как образуется звук, и отслеживать процесс.

— У эстрадников приподнятая гортань, а у академистов — опущенная. Соответственно, нужно научиться приподнимать гортань.
— Нужно учиться петь в разговорной позиции: не переходить на тонкое смыкание связок и не округлять гласные.
— Нужно следить, чтобы челюсть не опускалась и чтобы звук был впереди.

Татьяна Четвертных: «Если человек пел только в хоре и навыки прочно вошли в мышечную память и записались на подкорку мозга, то переучиться бывает сложно. Но при большом желании и трудолюбии всё получится!»

Ольга Захарова: «У меня есть ученики, которые только спустя год начинают чувствовать разницу между горизонтальной и вертикальной певческой позицией. И когда чувствуют разницу, они слышат себя и могут управлять голосом. Но опять же: если человек долго пел в классической манере, это будет сказываться на вокале, это будет чувствоваться всегда».

У Полной дамы из Гарри Поттера получается не очень, но вообще-то бывшим академистам хорошо удаётся белтинг — вокальный крик. Они могут петь высокие ноты грудным голосом.

Что поможет переучиться?

Совет № 1. Найдите педагога, который пройдёт с вами этот путь.

Татьяна Четвертных-Муравская: «Педагог не может подковать голосок, как в сказке, но может проконтролировать и обратить внимание на технические моменты, которые самостоятельно не всегда получается отследить».

Совет № 2. Берите песни иностранных исполнителей.

Ольга Захарова: «Нужно брать больше популярной иностранной музыки. Все наши романсы или старая эстрада ближе к классической манере. Иностранные песни позволят приблизиться к нужному звуку — узкому, твангованному».

Совет № 3. Могут помочь занятия сценической речью.

Ольга Захарова: «Когда я переучивалась, спасением стали сценическая речь и работа над выразительностью голоса. Я интенсивно занималась разработкой мышц и подвижностью гортани с помощью речевых (не вокальных!) упражнений. Моё смыкание стало более плотным, появился грудной голос, более низкие тона. Это позволило переключиться».

Совет № 4. Просто перестаньте петь, как когда-то в хоре!

Следите за собой, фиксируйте, когда уходите из речевой позиции, опускаете челюсть, начинаете округлять гласные. Если не слышите ухом — записывайте себя на диктофон. Рано или поздно вы чётко ощутите разницу звучаний, а совет не покажется таким уж кэповским.

Первый пробный урок

С нами уже 900+ творческих учеников

В этой компании вам точно понравится.
Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.
Сейчас в школе ни души. Спят даже инструменты. Администратор перезвонит вам с номера 8 (812) 501 83 83 как только увидит вашу заявку. Хорошего дня.
Произошла ошибка! Ваша заявка не отправлена!
Шаг № 1

Вы знакомитесь с педагогом и обозначаете цели на обучение.

Шаг № 2

Преподаватель определяет ваши текущие музыкальные навыки.

Шаг № 3

Педагог составляет персональную программу ваших занятий.