Эстрадный, академический, джазовый, народный и рок-вокал — их отличия и основные приёмы
Как выбрать направление вокала, которое подойдёт именно вам? К примеру, все твердят, что у вас прекрасные данные для академического вокала. Но вдруг вам больше придётся по душе джаз? Возможно, вы обожаете рок-музыку и втайне мечтаете визжать и рычать в микрофон, как тот крутой парень? Почему бы и нет! Узнайте больше о пяти основных направлениях вокала из нашей статьи — и приходите на занятие, чтобы найти себя в вокале!
Народный вокал
Это самый древний вид вокала: многогранный и разнообразный, как само человечество. В мире насчитывается около 5 тысяч народностей — а значит, что и особенностей у традиционного пения — великое множество. Это и тирольский йодль, искусство которого заключается в резком переходе с грудного регистра в головной. И тувинское горловое пение хоомей, где вокалист поёт одновременно два звука: основной и обертон к нему. И, конечно, русский народный вокал, у которого — сразу несколько традиций: северная, южная, уральская и так далее.
Русский народный вокал напоминает плавную, неторопливую речь. Именно поэтому нужно научиться петь в речевой позиции — так, как мы говорим. Главное — донести смысл песни, поэтому артикулировать нужно чётко и понятно, а интонации должны быть выразительными. Часто в пении слышны диалектные особенности и гармонический строй того или иного местного наречия.
При этом диапазон может быть небольшим — достаточно полутора октав или даже одной. Вокалист поёт передним звуком в одном регистре — либо в грудном, либо в головном.
Невозможно говорить о русском народном пении и не вспомнить Пелагею, Тину Кузнецову (Zventa Sventana), Инну Желанную. Но не только их! «На „Евровидении“ можно было услышать, как Полина Гагарина поёт открытым народным звуком. Но она умеет и джаз петь, и эстраду, и классику», — говорит преподаватель Staccato Ольга Никифорова.
Может показаться, что народное пение — не в моде. Но, во-первых, многие эстрадные исполнители добавляют в свою манеру определённые приёмы из этого направления. А во-вторых, есть группы, которые берут за основу народный вокал, творчески переосмысливают его, накладывают современные аранжировки — и собирают полные залы.
Академический вокал
Его также называют классическим. Это направление зародилось в ХVI веке на основе литургического пения, а затем перешло в светскую музыку. Микрофон ещё не изобрели, поэтому важно было, чтобы исполнителя услышали даже на галёрке. До сих пор эта традиция в силе: классическое пение предполагает мощный голос, ровно звучащий на всём диапазоне. Диапазон при этом должен быть от 2,5 октав, а гласные обычно настолько сглажены, что даже похожи одна на другую.
Классическое пение — это не только опера, капелла или академический хор. В этом направлении могут петь артисты мюзиклов, исполнители романсов и даже эстрадные певцы. Например, Николай Басков, Витас или Димаш Кудайберген.
«Многие популярные исполнители изначально обучались академическому вокалу, но при этом умеют петь эстрадным вокалом. Например, Уитни Хьюстон и Фредди Меркьюри. Это звучит насыщенно и красиво, — говорит Ольга Никифорова. — Когда человек умеет сочетать одно с другим, получается самый стильный вокал: например, если в классике высокие ноты тяжело даются, легко можно спеть в эстрадной манере. А тот же Басков, к сожалению, не смог перестроиться, хотя и пытается петь эстрадным вокалом. Но нет этой техничности — видно, что человек распевается только классикой».
Что ещё характерно для классического направления? Пение должно быть чистым, без хрипов и лишних шумов, без форсирования звука. Нужно иметь чёткую дикцию, поставленное дыхание, хороший музыкальный слух, а также уметь читать нотный текст.
Для академического вокала особенно важен микст. Это вокальный приём, обозначающий умение хорошо контролировать резонаторы, плавно переходить с грудного на головной и обратно. С резонаторами также связано понятие «петь в маску». Это значит направлять звук в верхнюю часть лица и усиливать голос с помощью носового резонатора.
Здесь часто используют академические мелизмы. Например, форшлаг — один или несколько звуков, исполненных перед основной нотой, на один из которых идёт усиление. Или трель — быстрое чередование двух соседних нот. Или глиссандо — плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними. Эти приёмы украшают музыку, не меняя её мелодию и ритм.
Джазовый вокал
Джаз родился из африканских ритмов и европейской гармонии, вобрал в себя элементы афроамериканского и латиноамериканского фольклора. В Новом Орлеане в 1917-м была выпущена первая джазовая пластинка — и с тех пор это направление завоевало целый мир, а также дало жизнь многим современным стилям музыки: соулу, фанку и другим.
У нас в стране джаз поначалу тоже был популярен, но в 1940-х из-за «борьбы с космополитизмом» это направление музыки запретили. Поэтому джазовым музыкантам в какой-то момент пришлось начинать всё с нуля. «Можно говорить, что Лариса Долина поёт джаз, но у неё всё слишком просто. В формате „СССР начал учить джаз“, — комментирует Ольга Никифорова. — Сейчас есть много ребят, которые умеют делать такие вещи! Сочетать столько техник в одной — например, спеть мелизм, переходя с субтона в яркий звук, а потом ещё и прорычать! Вот это и есть джаз».
Джаз — это игра не по правилам. Вокалисты могут нарушать ритмику произведения или идти против гармонии. Только вот: чтобы нарушать правила, нужно сначала хорошенько их выучить. Освоить базовые навыки вокала: поставить дыхание, научиться артикуляции, уметь пользоваться резонаторами. Если у вас небольшой диапазон голоса, нужно будет поработать над тем, чтобы его расширить.
Джазовые исполнители используют субтонирование (пение с придыханием) и мелизматику. Практикуют бендинг — это подход от одного звука к другому, исполненный в узком диапазоне. И обожают шаутинг — особую манеру пения, которая включает в себя разнообразные приемы речевого интонирования: шёпот, стон, крик.
Многие эстрадные исполнители пользуются джазовыми приёмами: от Мэрайи Кэри до Бейонсе. А Эми Уайнхаус и вовсе считала себя джазовой певицей. «У Кристины Агилеры бэлтинг чередуется с рыком — и это чисто джазовая манера», — комментирует Ольга Никифорова. Бэлтинг — это умение петь высокие ноты полным голосом. Основа основ современного вокала, и не только джазового.
Джазовые вокалисты обязательно учатся петь мировые хиты, на которых так удобно импровизировать. Это джазовые стандарты. На джем-сейшнах за основу берут ту или иную песню — и затем преобразовывают её, как только захочется! Таких хитов — несколько сотен: What a wonderful world Луи Армстронга, Fly me to the moon Барта Ховарда и так далее.
Импровизация — важнейший элемент джаза. Переосмысливая мелодию, джазисты нередко старались подражать звучанию разных инструментов. Именно так родилась манера «скэт-пения». Это фонетическая импровизация, когда поются не слова или фразы, а просто отдельные слоги. «Скэт» начался с Луи Армстронга — говорят, у него просто упал на пол нотный лист, где был записан текст. Элла Фицджеральд тоже хорошо умела имитировать джазовые инструменты — саксофон и трубу.
Эстрадный вокал
«Эстрадный вокал — это свобода, — говорит Ольга Никифорова. — Привыкаешь петь легко, можно расслабиться, даже ссутулиться — и ничего! Можно петь по-разному, не напрягаясь».
Это направление включает в себя всё современное пение, которое возникло вместе с городской культурой — какой мы её сегодня знаем. Простая мелодия и понятная лирика, отдельные музыкальные фразы повторяются, аранжировка небогатая. Но эти песни запоминаются и берут за душу.
Эстрадный вокал позаимствовал приёмы и основные идеи у предыдущих стилей. Вокальные украшения могут быть вполне академическими, исполнение — свободным, как в джазе, а песни — незамысловато-народными. Главное — найти свой стиль и манеру исполнения, а также выработать правильную вокальную позицию и опору звука.
«В эстрадном вокале нет ничего такого уж сложного. Это спокойное и естественное хорошее исполнение. Но туда можно привнести абсолютно всё! — говорит Ольга. — Например, сейчас многие хотят, чтобы звук не был плоским и ровным. Есть приём вибрато — голос дрожит, как у Тамары Гвердцители. Но у неё это природное и врождённое, а можно и специально научиться». Красивое вибрато придаёт звуку выразительность и певучесть.
Многие популярные вокалисты поют фальцетом. Например, Джастин Тимберлейк или Том Йорк. Фальцет — это голосовой звук высокого регистра и особого тембра, рождающийся при колебании крайних связок. Это пение без опоры и обертонов. Фальцет редко используется в классическом пении, зато эстрадные исполнители с его помощью привносят в композицию особое напряжение.
Ещё один из популярных приёмов в современном вокале — тванг, из-за которого голос становится более резким и мощным. Тванг бывает носовым и оральным, причём последний вполне приветствуется и в академической музыке, хотя любая назальность там порицается. Объяснить в двух словах, что такое тванг, невозможно, поэтому мы объяснили в четырёхстах пятидесяти двух в отдельной статье.
Особый навык для вокалиста — умение петь в свистковом регистре. Это самый сложный способ использования гортани: связки полностью смыкаются и растягиваются, и часть их перестаёт вибрировать. Петь в свистковом регистре умеют Ариана Гранде, Мерайя Кэри, Тина Кароль, Димаш Кудайбергенов.
Рок-вокал
«С недавних пор рок-вокал стали выделять в отдельное направление, потому что он не похож ни на что», — говорит Ольга Никифорова. Рок-вокалисты могут обладать не самым широким диапазоном и чистым звучанием, зато вкладывать в своё исполнение много экспрессии — и использовать экстремальные вокальные приёмы.
В рок-вокале популярны разные вариации драйва — расщепления голоса. К чистому звуку примешивается часть другого звука, например, дыхание — как в субтонировании. И самое простое, чему может научиться начинающий рок-вокалист: дикционное акцентирование звука. Это тот же субтон, но придыхание нужно выдать на определённый слог или слово.
Остальные приёмы, связанные с расщеплением, лучше разучивать вместе с преподавателем — иначе можно повредить связки. Например, гроулинг, который пришёл в рок из джаза. Говоря попросту, это рычание. Или скриминг — хрипящий крик. И грим — сиплый звук.
«Рок-вокалисты много компрессируют звук, используют штробас». Штробас, который ещё называют vocal fry — это вокальный вибрирующий голос с металлическим призвуком. Напоминает звук масла на сковороде — отсюда и название.
«Все эти приёмы часто применяются и в эстрадном пении, — добавляет Ольга. — И это классно. А вообще, чтобы петь рок, нужно быть суперпрофи с хорошей физподготовкой!»
Какое направление вокала вы бы ни выбрали, в любом случае нужно будет научиться азам. И в этом мы вам с радостью поможем!
С нами уже 900+ творческих учеников
В этой компании вам точно понравится.
Константин, ваша заявка уже на почте у администратора.
Вы знакомитесь с педагогом и обозначаете цели на обучение.
Преподаватель определяет ваши текущие музыкальные навыки.
Педагог составляет персональную программу ваших занятий.